КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Компьютерные игры: нестандартный подход к развитию детей

Многие считают, что компьютерные игры не могут научить ничему хорошему. Что они пробуждают скрытую агрессию, делают детей более жестокими и злыми. На самом деле игры, как и любой инструмент, не являются хорошими или плохими сами по себе. Суть правильного отношения к играм в том, чтобы дать ребенку возможность реализовать себя в игре, научить контролировать эмоции, достигать цели и не расстраиваться, если что-то не получается с первого раза. Грамотно подобранные компьютерные игры для детей – отличный способ освоить необходимые навыки без травмирующего негативного опыта и в увлекательной форме.

Давайте же разберемся, почему виртуальные площадки развлечений вызывают так много споров и действительно ли они вредны для детей.

 

Компьютерные игры – польза или вред?

 

Многие считают, что компьютерные игры не могут научить ничему хорошему. Что они пробуждают скрытую агрессию, делают детей более жестокими и злыми. На самом деле игры, как и любой инструмент, не являются хорошими или плохими сами по себе.
Детская развивающая тест игра — Ольгины задачки

 

Развитие ребенка и компьютерные игры в современном мире часто связаны напрямую, ведь даже самые маленькие дети каждый день взаимодействуют с гаджетами. Смартфоны, планшеты, компьютеры – если без них не обойтись, то стоит использовать для развития необходимых навыков.

Статистика говорит, что в 90% семей дети дошкольного и младшего школьного возраста ежедневно играют в компьютерные игры. Психологи провели исследование, в котором принимали участие более 3 тысяч детей от 8 до 11 лет, и пришли к любопытным выводам:

  Дети, которые умеренно играют в компьютерные игры (2-4 часа в неделю), гораздо лучше справляются с учебой и усваивают новые знания. При условии, что дома созданы условия для обучения и отдыха, игры помогают сбросить эмоциональное напряжение и отвлечься от возможных проблем в школе.
  Дети, которые проводят за играми более 7 часов в день, имеют более низкий уровень грамотности и менее склонны к усвоению точных наук.

Поэтому психологи и педагоги рекомендуют не запрещать компьютер, а просто дозировать нахождение за ним. В пользу такого решения говорит то, что компьютерные игры выполняют несколько важных функций:

• Развивают реакцию. Необходимость быстро принимать решения, ориентироваться в меняющейся игровой ситуации, выполнять задания на время отлично тренируют скорость мышления.

• Учат понимать алгоритмы решения однотипных задач. Игры помогают освоить навыки и закрепить знания благодаря схожему принципу действия на каждом уровне. К примеру, для выхода из лабиринта необходимо найти тайные подсказки. Изучив один уровень, ребенок поймет, как действовать дальше. Несмотря на то, что в дальнейшем задачи усложняются, база для их решения уже заложена.

• Помогают адаптироваться в компании сверстников. Те же психологи выяснили, что дети, играющие в компьютерные игры, проще находят друзей и осваиваются в незнакомой компании. Речь идет опять же о тех, кто играет умеренно, а не проводит за монитором все свободное время.

• Способствуют адекватной оценке своих способностей. По-настоящему полезные игры для детей представляют собой имитацию реальных ситуаций. Игроку предлагают построить дом, решить задачу, выбрать правильные предметы – в любом случае ребенок должен оценить свои навыки и применить их. В компьютерной игре можно смело совершать ошибки и изучать границы своих возможностей.

Конечно, пользу несут не все игры, особенно, когда речь идет о занятиях для дошкольников и младших школьников. Поэтому родители должны ориентироваться в многообразии игр, которые предлагает индустрия развлечений. Существует несколько типов игр, каждый из них имеет свои особенности и недостатки.

 

Типы игр: какие из них полезны для детей

• Аркады. Это игры, в которых для перехода на новый уровень, необходимо набрать нужное количество баллов или бонусов. Это требует от игрока концентрации и внимательности, чтобы выполнить все нужные задания и не пропустить спрятанные подсказки.

В чем опасность. Умение побеждать в компьютерных играх не означает, что в жизни все будет даваться так же легко. Поэтому нужно донести до ребенка, что игровые достижения не так ценны, как реальные.

• Шутеры. Те самые стрелялки, которые не любят многие родители. Действительно, эти игры выглядят довольно агрессивно, в них нужно убивать противников и действовать жестко. Но в то же время шутеры тренируют реакцию и учат мгновенно принимать решения.

В чем опасность. При сильной эмоциональной вовлеченности ребенок может перенести манеру поведения в жизнь. Необходимо учить разделять компьютерную игру и реальность, чтобы агрессия оставалась только в рамках монитора.

• Симуляции и стратегии. Эти игры представляют собой ситуации, моделирующие жизнь. Игрок должен принимать решения, строить города, планировать путешествия. Главная задача – выбрать максимально выгодную линию поведения, поскольку в этих играх важно не просто победить, а достичь определенной цели. Стратегии направлены на развитие логического и вероятностного мышления, учат предсказывать результаты своих решений и продумывать действия на несколько шагов вперед.

В чем опасность. Стратегии часто базируются на псевдо-исторических событиях, а также предлагают альтернативное развитие событий, о чем нужно предупредить ребенка, иначе есть риск, что он приобретет неверные знания.

• Квесты. Игры-поиски, в которых необходимо пройти из точки А в точку Б, преодолевая различные препятствия на пути. Квесты обычно строятся в формате головоломок, что позволяет тренировать сообразительность, логику, воображение и внимательность.

В чем опасность. В целом, квесты – лучшие игры для детей, направленные на развитие полезных навыков, но стоит обращать внимание на тематику, поскольку для них часто используются популярные среди подростков темы зомби, апокалипсиса, страшилок.

• Обучающие игры. Это программы, созданные специально для отработки каких-либо навыков: логики, математических способностей, грамотности и прочих. Но чтобы принести заметную пользу, развивающие компьютерные игры для детей должны быть действительно интересными, как, например, «Ольгины задачки». Для ребенка не важен экшн и зрелищность, ему нужен результат: понимание своих достижений, шанс исправить допущенные ошибки, поощрение. А в «Ольгиных задачках» есть еще один интересный бонус: возможность обратиться за помощью к взрослым, а также задачи с заведомо неправильными решениями. Зато ребенок с нетерпением будет ждать открытия новых уровней.

 

Обучающие игры, - это программы, созданные специально для отработки каких-либо навыков: логики, математических способностей, грамотности и прочих. Но чтобы принести заметную пользу, развивающие компьютерные игры для детей должны быть действительно интересными, как, например, «Ольгины задачки».
Коллективная игра в Ольгины задачки

 

В чем опасность. Она может быть только одна: неправильно подобранные, неинтересные игры просто отобьют желание к обучению вообще. Для ребенка крайне важно, чтобы учеба была связана с позитивными переживаниями: это служит лучшим стимулом для преодоления препятствий на пути к знаниям. А компьютерные обучалки к тому же пробуждают здоровый азарт и соревновательный дух.

 

Сделайте обучение интересным

Давно известно, что дети от трех до пяти лет очень активно поглощают знания. В этот период ребенок открыт новой информацией, легко учится, а полученные знания превращаются в базу для дальнейшего обучения. Чтобы подкрепить интерес, важно поощрять малыша, предлагать всевозможные развивающие занятия, в том числе и компьютерные.

Логично, что игры для детей 7 лет отличаются от игр для дошкольников или старших школьников, однако в любом возрасте родители должны придерживаться нескольких принципов:

• Ограничивать по времени. Как бы познавательна и хороша ни была игра, долгое сидение за монитором не принесет пользы. Чтобы не было проблем с осанкой и зрением, рекомендуется проводить за компьютерными играми не более 4 часов в неделю.
• Понимать сути игры. Полезные игры для детей часто создаются на основе популярных мультсериалов, фильмов и книг. Если не знать их вселенную, игра может показаться странной, однако стоит вникнуть в суть виртуального мира, и все предстанет в другом свете. Потому не спешите запрещать компьютерные игры, если не понимаете их сути, лучше расспросите ребенка и постарайтесь понять, что именно привлекает его в выбранной вселенной.
• Предлагать альтернативные занятия не за компьютером. Исследования показали, что увлечение компьютерными играми не так затягивает детей, которые имеют другие хобби. Занятия спортом, творчеством, дополнительные факультативы – любые занятия, где ребенок может проявить себя, помогают ему выйти из виртуального мира.

Конечно, не стоит контролировать каждый шаг ребенка, однако знать, чем именно он увлечен и почему, должен каждый родитель. Поэтому мы рекомендуем время от времени присоединяться к детям в их увлечениях и играть вместе. Это не просто поможет понять интересы ребенка, но и наладить связь, повысить уровень доверия. Так что компьютерные игры полезны не только для обучения, но и для развития эмоционального интеллекта.

 

Запрещать или нет?

Родители сами решают, стоит ли допускать детей к компьютерным играм. Но мир меняется, и то, что казалось взрослым новинкой, для современных малышей обыденность. Поэтому нет смысла отнимать у них компьютеры и смартфоны, они все равно найдут способ играть – у друзей и приятелей во дворе и школе. Лучше предложить несколько хороших игр, гарантированно безопасных и направленных обучение – те же «Ольгины задачки». Вы можете немного поиграть, перейдя по ссылке, и оценить, насколько интересны предложенные задания.

А вот запреты и жесткие ограничения могут привести к обратному эффекту, ведь запретный плод слаще всего. Если хотите заинтересовать ребенка учебой, пробудите его природное любопытство, дайте цель, заденьте самолюбие. В дальнейшем умение быстро ориентироваться в любой ситуации и воспринимать свои ошибки как опыт заметно упростит ребенку жизнь, а вы сможете гордиться собой как родителями.