ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Игры для детей: обучение через развлечение

По статистике 40% знаний, которые человек должен получить в течение жизни, он приобретает в возрасте от 1 года до 4 лет. Еще 30% — до 7 лет. В этот период закладывается мощная база для дальнейшего обучения, и именно от нее зависит, насколько легко взрослый человек будет адаптироваться в новых условиях.

И что самое интересное – все эти знания малыш получает через детские игры и игрушки. Не зря они – первые спутники ребенка. Что взрослому кажется забавным развлечением, для ребенка – наиболее простой и понятный способ познания мира. Поэтому так важно предоставить ребенку разнообразие игр и игрушек. Однако важно предлагать занятия, соответствующие возрасту малыша: чем младше ребенок, тем проще должны быть правила. Поэтапное усложнение игрового процесса позволяет поддерживать интерес ребенка и стимулирует жажду знаний.

 

Виды развивающих игр

Как и любое развивающее занятие, игры могут «работать» над одной задачей или же решать сразу несколько. Рекомендуется чередовать виды деятельности: это, во-первых, делает процесс образования более эффективным, а во-вторых, сохраняет интерес и игре на протяжении долгого времени.

Итак, игры делятся на несколько типов:

  • Процессуальные игры. Малоподвижные занятия, с которыми ребенок может справиться в одиночку: игры с кубиками, строительство из песка, рисование, лепка и прочее. Такие игры тренируют усидчивость и концентрацию внимания, вмешательство взрослых здесь практически не требуется, разве что на уровне поощрения. Если ребенок зовет вас, чтобы разделить радость, обязательно похвалите, даже если результат далек от идеального. Сноровка приходит с опытом, но для его наработки нужен энтузиазм, который легко погасить критикой.
  • Подражание. Наиболее распространенные игры, в основе которых лежит подражание другим людям, имитация жизненных ситуаций. Во время игры ребенок примеряет на себя другие роли, изучая свои возможности и чужие обязанности.
  • Спортивные и активные игры. Здесь нужно догнать, поймать, увернуться. Правил может и не быть, их устанавливают сами дети, исходя из настроения, количества участников, последних впечатлений. Главное здесь – активность, благодаря которой ребенок развивается физически, а также скорость реакции, позволяющая мгновенно реагировать на меняющуюся ситуацию.
  • Дидактические занятия. Это вид развивающих занятий, во время которых ребенок получает специальные знания и навыки об окружающем мире. Сюда можно отнести как шашки, домино, лото, так и всевозможные викторины. Элемент азарта способствует закреплению результата.
  • Технические. Всевозможные конструкторы учат создавать игрушки своими руками. Чем старше становится ребенок, тем более сложные задачи он может решить, а конструкторы помогают оттачивать мастерство. Такие игры требуют особой концентрации внимания и развивают пространственное мышление, воображение, умение креативно мыслить, не нарушая правила.
  • Настольные игры. Еще один способ весело освоить навыки – это настолки. Они маркируются метками с возрастными ограничениями, поэтому несложно подобрать подходящую. Это могут быть стратегии или карточные игры, головоломки или игры на скорость. Но обязательно советуйтесь с ребенком, иначе игра так и останется лежать нераспечатанной до лучших времен.

Дети играют во все виды игр, часто смешивая их и придумывая новые, причудливые занятия. Это указывает лишь на то, что их развитие в норме, а игры выполняют свои функции.

 

В чем польза игр

Детские игры имеют огромное значение. Они не просто формируют необходимые навыки, но и способствуют развитию ряда навыков:

  • Пробуждают интерес к изучению мира. В игровой форме ребенок узнает о других континентах, экзотических животных, культуре других стран, космосе и природе. Игры раздвигают границы мира и стимулируют природное любопытство детей.
  • Приучают ребенка к труду. Через игры можно постепенно воспитать дисциплину и привычку к труду, а также запретов и поощрений. Этому способствует обязанность убирать за собой после игры, а также проигрывание «жизненных» сценариев: игры в «дочки-матери», «магазин», «больницу».
  • Способствует физическому развитию. Подвижные, активные игры отлично тренируют тело, развивают координацию, ловкость, реакцию. Игры в мяч, догонялки, салки, прыжки на скакалке и «резиночке» — это идеальная тренировка для ребенка, причем вариаций может быть масса.
  • Социализирует и учит взаимодействию с другими людьми. Командные игры, в которых есть ведущий и ведомый, позволяют ребенку попробовать себя в разных ролях, научиться быть лидером либо подчиненным, брать ответственность за свои решения и действовать в команде. Такие игры позволяют обнаружить сложности в социальном общении и при необходимости скорректировать поведение ребенка на начальных этапах.

Как подобрать игру по возрасту

Мало понимать полезность игр, нужно подбирать занятия с учетом возраста ребенка. Это не так сложно, если следить за развитием малыша:

  • До полутора лет – предметные игры. Это все, что связано с хватанием и бросанием предметов. Подойдут любые небольшие игрушки, мячики, мини-книжки, все, что удобно ложится в детскую ручку.
  • От полутора до трех лет – сенсорно-моторные игры. В этот период важно дать как можно больше тактильных ощущений. Используйте пальчиковые краски, пластилин, сенсорные книжки, крупы, пуговицы и прочие мелкие предметы. Давайте ребенку все, к чему он тянется, однако не оставляйте с игрушками наедине, чтобы малыш не проглотил их. Не забывайте и о подвижных играх: в три года дети уже уверенно играют на детской площадке, катаются на велосипеде или беговеле, с удовольствием изучают горки и лестницы.
  • От трех до пяти лет – ролевые игры. В этом возраст ребенок осознает свое «я», учится отделять себя от родителей, изучают нормы поведения в обществе и социальные связи. Поэтому на смену догонялкам приходят коллективные игры, во время которых участники могут примерить разные профессии и роли. В этом помогут наборы для игры в доктора, магазин, учителя, дочки-матери и прочие. Участие взрослых особенно ценно, ведь в таком возрасте дети только подражают, но еще не понимают глубинных правил мира. Игра с ребенком принесет больше пользы, чем воспитательная лекция.
  • После пяти лет – любые игры, в том числе и компьютерные. Дошкольники уже сами выбирают, что им интересно, а запреты могут лишь вызвать чувство протеста. Лучше играйте с ним или предлагайте что-нибудь увлекательное. К примеру, к играм на компьютере добавьте «Ольгины задачки», которые созданы специально для детей и направлены на обучение. Интеллектуальные вопросы, дружелюбный интерфейс и разные уровни сложности понравятся даже взрослым.

Игры для детей 7 лет и старше включают интеллектуальные викторины, логические задачи и всевозможные головоломки, направленные на развитие интеллекта и логики. В этом возрасте ребенок уже может сам сформулировать, что ему нужно: не игнорируйте просьбы о покупке новой игры, ведь тем самым вы вкладываете средства в будущее своего ребенка.

 

Рекомендации для родителей

Развивающие игры для детей  — важная часть воспитания, которой нужно уделять не меньше времени, чем учебе, полноценному сну и прогулкам. Но чтобы они работали правильно, взрослые тоже должны знать несколько важных правил:

  • Не ограничивайте ребенка четкими правилами. Конечно, в игре должны быть ограничения, но не стоит запрещать малышу экспериментировать. Он должен учиться играть, а задача родителей – прийти на помощь, когда она потребуется, но не контролировать каждую секунду действия.
  • Не навязывайте игры. «Развивайки» — это хорошо, но цель любой игры – подарить положительные эмоции. Дети играют, потому что им весело и интересно, если же игра не нравится, даже самый талантливый воспитатель не заставит ребенка полюбить занятие. Да и пользы от таких игр не будет.
  • Не ругайте за отступление от правил. Неважно, что он играет «не как все». Если это не опасно и не вредит другим малышам, позвольте ребенку играть так, как он считает нужным. У дошкольников очень развито воображение и креативное мышление, что позволяет им находить нестандартные решения в привычных ситуациях. Дети и игры созданы друг для друга, так что позвольте ребенку насладиться периодом, когда в новинку буквально все.
  • Чередуйте спонтанные игры с занятиями по графику. Воспитание дисциплины – это замечательно, но планомерные занятия не заменят импровизацию. Позвольте ребенку обрабатывать и усваивать информацию привычным ему способом – играя, даже если вам кажется, что сейчас – не самое время.

И помните: игра для ребенка – естественное состояние, именно так он учится, запоминает, формирует мировоззрение, осознает границы своего «я» и формирует личность. Помогайте, участвуйте с играми, направляйте, когда нужно, но не воспитывайте малыша, а подавайте пример, и тогда вы будете гордиться не только ребенком, но и собой как родителем.